|
Первый этап Краевой программы
по предотвращению продажи табачных изделий несовершеннолетним
прошел в преддверии начала учебного года с 17
по 21 августа 2015 года в 8-ми муниципальных образованиях
Краснодарского края. |
|
Цель программы - совершенствование методов работы
муниципальных образований Краснодарского края
по выполнению федерального закона №15 – ФЗв части
недопущения продаж табачных изделий несовершеннолетним.
Краевая программа предотвращения продаж табачных
изделий несовершеннолетним представляет собой
классический пример социального партнерства, когда
инициатива власти (краевой администрации) реализуется
в диалоге с некоммерческой организацией (Общественным
Советом по проблеме подросткового курения).
|
Предыстория вопроса |
|
Впервые Общественный Совет по проблеме
подросткового курения выступил партнером администрации
Краснодарского края в 2009 году в разработке и реализациимасштабной
краевой акции“Стоп – продаже детям сигарет!”. Итоги
сотрудничества были высоко оценены краевым руководством
и, в соответствии с постановлением губернатора №1555
от 27.12.201г., Общественный Совет официально стал
партнером Департамента потребительской сферы Краснодарского
края в проведении семинаров – тренингов по предотвращению
продажи табачных изделий несовершеннолетним. В
текущем году сотрудничество администрации края
и Общественного Совета получило дальнейшее развитие.
30 июня 2015 года на заседании краевой антинаркотической
комиссии были озвучены итоги мониторинга исполнения
Федерального закона №15-ФЗ в части исполнения
запрета на продажу табачных изделий несовершеннолетним.
На совещании было отмечено, что “заистекший год
потребление табачных изделий несовершеннолетними
в Краснодарском крае сократилось с 32 до 18%”.
Вместе с тем, выявлены муниципальные образования,
на территории которых были зафиксированы факты
продажи табачных изделий несовершеннолетним. Также
были обсуждены результаты краевого тестирования
учащихся (май-апрель 2015 г.), показавшие, что
в ряде муниципальных образований края несовершеннолетние
учащиеся лицеев, ПТУ и техникумов приобретают
табачные изделия. Выборочное обследование 67 объектов
розничной торговли на территории ряда муниципальных
образований выявило, что в 15% из них отсутствуют
информационные таблички о запрете реализации табачных
изделий несовершеннолетним
По итогам совещания департаменту потребительской
сферы Краснодарского края было поручено разработать
и реализовать программу информационных и обучающих
мероприятий для администраций и руководителей
торговых предприятий следующих муниципальных образований:
|
|
- муниципальное образование “город Армавир”
- муниципальное образование “город Сочи”
- муниципальное образование “Калининский район”
- муниципальное образование “Кавказский район”
- муниципальное образование “Новокубанский район”
- муниципальное образование “Тимашевский район”
- муниципальное образование “Красноармейский
район”
- муниципальное образование “Славянский район”
- муниципальное образование “Гулькевичский район”
|
|
Руководство департамента обратилось
в Общественный Совет с просьбой о содействии в организации
и проведении Краевой программы.Было решено объединить
усилия департамента и собственные планы Общественного
Совета, в итоге чего был разработан план-график
мероприятий по программе.
Реализация Краевой программы запланирована в 2 этапа.
Первый этап завершился в августе и охватил 8 муниципальных
образований Краснодарского края. Второй этап пройдет
в сентябре и предполагает мероприятия в городах
Сочи и Краснодаре. Причем здесь планируются не только
обучающие семинары – тренинги, но и заседания рабочих
групп, участие в которых примут представители департамента.
|
|
Ход реализации Краевой программы |
|
1 этап (17 - 21 августа 2015г.)
В рамках данного этапа в 8 муниципальных образованияхпрошли
мероприятия для руководителей торговых предприятий,
осуществляющих розничную продажу табачной продукции.
В них приняли участие представители краевого департамента
потребительской сферы, Общественного Совета по проблеме
подросткового курения, надзорных служб и органов
местного самоуправления.
Формат мероприятий включал в себя как блок в виде
совещания, за который отвечала краевая администрация,
так и непосредственно обучающий блок, зону ответственности
Общественного Совета. Традиционная программа семинара
– тренинга была частично модифицирована с учетом
потребностей отдельных населенных пунктов.
В мероприятиях программы приняли участие заместитель
руководителя департамента потребительской сферы
администрации Краснодарского края Геннадий Журба
и начальник отдела координации розничной торговли
и услуг рынков департамента потребительской сферы
края Эдуард Балмашев.
“Ситуация в сфере торговли табачными изделиями края
находится под нашим постояннымконтролем. Тем не
менее, случаи нарушений в ней происходят. Поэтому,
самая свежая и информация, отличные содержательныевизуальные
материалы – это большая помощь в нашей работе на
такой большой и густонаселенной территории”.
Геннадий Журба,заместитель руководителядепартамента
потребительской сферы администрации Краснодарского
края Всего в рамках первого этапа мероприятий
Краевой программыбыло проведено 8 семинаров -
тренингов в 8муниципальных образованиях (7 районах
и 1 городе). Всего участие в мероприятиях приняли285человек.
Из них:
- 240 руководителей торговых предприятий и
индивидуальных предпринимателей
- 35 представителейорганов местного самоуправления
- 8 представителей районных отделов МВД
- 2 представителя территориальных Управлений
Роспотребнадзора
Все представители розничной торговли были руководителями.
С учетом количества сотрудников, которые они указали
в анкетах, число косвенных благополучателей полученных
знаний и информации составит не менее 2 000человек.
Кроме того, в департаменты потребительского рынка
администраций муниципальных образований – участников
программы, а также в территориальные Управления
Роспотребнадзора были переданы диски с обучающим
фильмом, методические пособия “Шпаргалка для тренера”и
дополнительные раздаточные материалы для дальнейшего
использования.
Заседаний рабочих групп в данных 8-ми муниципальных
образованиях не планировалось. При этом представители
управлений торговли и надзорных органов всех муниципальных
образований, участвовавших в программе, ответили
на вопросы анкеты Общественного Совета.
Результаты опроса показали, что практически единодушно
отмечены вероятные риски роста нелегальной торговли
в регионе, а также необходимость введения системы
наказаний родителей за курение несовершеннолетних.
Важность просветительской работы как среди родителей,
так и среди самих подростков также крайне актуальна
с точки зрения представителей местных органов
власти.
Александр Пенько, главный специалист управления
по торговле и защите прав потребителей администрации
МО Славянский район: В связи с ограничениями,
введенными государством касательно реализации
табачной продукции, риск роста нелегальной торговли
табаком в Краснодарском крае безусловно есть.
Так как несовершеннолетние не могут быть привлечены
к ответственности, существует опасность вовлечения
их в торговлю табачной продукцией. Роль образовательных
учреждений в процессе предотвращения продажи табачных
изделий несовершеннолетним первостепенна”.
Валерий Закладной, инспектор ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД
России по Кавказскому району: С целью повышения
эффективности исполнения №15-ФЗ необходимо вернуть
практику рейдовых мероприятий по выявлению фактов
реализации табачной продукции несовершеннолетним”.
Елена Кубрина, специалист Николаевского сельского
поселения Гулькевичского района: Существует большая
опасность вовлечения несовершеннолетних в нелегальную
торговлю табачными изделиями, так как дети легко
поддаются уговорам и могут стать орудием в руках
нелегальныхторговцев.
Виктор Барченко, начальник отдела по делам несовершеннолетних
ОМВД России по Новокубанскому району: Необходимо
исключить формализм в реализации закона и усилить
спрос с нарушителей.
Результаты опроса представителей власти и надзорных
ведомств будут учтены при выработке рекомендаций
для итогового документа программы предотвращения
продажи табачных изделий несовершеннолетним в
2015 году.
|
|
2 этап (22 - 30 сентября
2015г.)
В рамках второго этапа Краевой программы запланированы
семинары – тренинги в городах Сочи и Краснодаре,
а также заседания рабочих групп в этих городах.
Кроме того, по итогам программы будет подготовлен
итоговый пост-релиз, отражающий основные итоги совместного
проекта Общественного Совета и Краевой администрации.
|
|
|
|
<> |
ПЕЧАТНЫЕ
СМИ |
<> |
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ
СМИ |
|
|
|