До образования ООН (1945) права детей рассматривались
в основном в качестве мер, которые необходимо
было принять в отношении рабства, детского труда,
торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла
Женевскую декларацию прав ребенка.
Одним из главных актов Генеральной Ассамблеи
было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),
который в настоящее время является главным механизмом
международной помощи детям.
В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав
человека, в которой отмечается, что дети должны
быть объектом особой защиты и помощи.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка.
Основной ее тезис состоял в том, что человечество
обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
В ней были провозглашены десять социальных и правовых
принципов, касающихся защиты и благополучия детей
на национальном и международном уровнях.
В 1979 году - Международный год ребенка - комиссия
ООН по правам человека приступила к разработке
проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989
год, Комиссия по правам человека, в работе которой
приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи,
социологи, культурологи, деятели общественных
организаций и религиозных конфессий многих стран
мира, разрабатывала этот проект.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации
Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию
о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего
лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой
акт в универсальный стандарт, который отныне служит
мерилом основных прав детей в мире. Этим актом
международное сообщество распространило действие
прав человека на одну из наиболее уязвимых групп
общества - детей.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем
обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции
сводятся к четырем основным требованиям, которые
должны обеспечить права детей: выживание, развитие,
защита и обеспечение активного участия в жизни
общества.
Преамбула Конвенции содержит основополагающие
идеи системы прав ребенка в мире, историческую
справку о преемственности документов ООН в этой
области.
Статьи 1-4 определяют понятие "ребенок"
(каждое человеческое существо до 18-летнего возраста),
утверждают один из основных принципов Конвенции
- приоритетность интересов детей перед интересами
общества; подчеркивают необходимость недискриминационного
подхода и представляют собой законодательные и
административные гарантии государства по обеспечению
упомянутых в Конвенции прав.
Статьи 5-11 определяют права детей на
жизнь, имя, гражданство; сохранение своей индивидуальности;
право знать своих родителей и право на их работу
и на неразлучение; право, ответственность и обязанность
родителей (одинаковые для обоих); право на воссоединение
с семьей.
Статьи 12-17 носят особый характер (о
них подробнее ниже), ибо в них излагаются права
детей на выражение своих взглядов, своего мнения
на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций
и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению
информации. Права, изложенные в этом блоке статей,
никогда ранее не декларировались в международных
актах.
Статьи 20-26 определяют перечень прав
детей особо депривилегированных категорий и обязанности
государства по защите и помощи таким детям: сиротам
и лишенным родительского попечения, беженцам,
неполноценным в умственном или физическом отношении;
отмечаются также права всех детей на соответствующий
уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся
детей - в социальной помощи.
Статьи 28-31 излагают право ребенка на
образование, в том числе получения бесплатного
и обязательного начального, на обеспечение школьной
дисциплины с помощью методов, отражающих уважение
человеческого достоинства ребенка; получение образования
соответствующего содержания; право меньшинства
пользоваться своей этнической, религиозной или
языковой культурой; право детей на отдых и досуг.
Статьи 32-36 определяют права ребенка
на защиту со стороны государства от экономической,
сексуальной и любой другой эксплуатации, от незаконного
употребления наркотических средств и психотропных
веществ; от похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 устанавливают права ребенка
в случае совершения им правонарушения или преступления,
отбытия наказания и социальной реинтеграции, а
также право на охрану во время вооруженных конфликтов
и войн.
Статьи 41-45 относятся ко второй части
Конвенции и определяют способы информации, ее
содержание и механизм контроля за ее выполнением
государствами, которые ратифицировали Конвенцию.
Указывается об учреждении Международного комитета
по правам ребенка с весьма широкими правомочиями.
Статьи 46-54 относятся к третьей части
Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы,
понятия и вопросы соблюдения государствами требований
Конвенций ООН.
С целью привлечения внимания мирового сообщества
к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела
29-30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке Всемирную встречу
на высшем уровне в интересах детей. 71 президент
и премьер-министры государств и правительств собрались
в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи
Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила
отношение к детям в мире. На международном уровне
утверждается убеждение, что у детей есть все те
права, что и у взрослых: гражданские и политические,
социальные, культурные, экономические. Конвенция
о правах ребенка заложила в международное право
новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться
национальные правительства.
191 государство является участниками Конвенции.
Только 2 государства пока еще не присоединились
к Конвенции (Сомали и США). Таким образом, Конвенция
о правах ребенка стала единственным в истории
договором по правам человека, ратифицированным
таким количеством стран.
|