|
|
|
|
|
19
ноября 2004 г. |
Результаты работы фокус-группы
"Твое мнение: моральные и правовые аспекты
продажи сигарет детям и подросткам" (завершающий
этап) |
|
|
Актуальность проведения
фокус-группы |
|
Данные проведенного социологического
опроса позволяют сделать выводы о распространенности
курения в подростковой среде г. Краснодара, о частоте
и местах приобретения подростками табачных изделий.
Однако, личные цели подростков, их ценностные предпочтения,
убеждения, аргументы "за" и "против"
курения остались не выясненными, причем, выявить
их методом прямого опроса затруднительно. Нужен
другой - интерактивный метод, позволяющий узнать
личную позицию подростков по отношению к курению
среди сверстников. Отдельной задачей являлось проведение
экспертизы данных, полученных при опросе, в подростковой
среде. |
|
Необходимость решения
указанных задач и обусловила проведение фокус-группы
среди подростков по теме: "Твое мнение: правовые
и моральные аспекты продажи сигарет детям и подросткам".
|
|
Цели проведения фокус-группы |
|
- Проблемный анализ и экспертная оценка данных
проведенного социологического опроса;
- Сбор новых данных при помощи интерактивных
методов общения с подростками (открытое интервью);
- Выявление аргументации "за" и "против"
курения, распространенной среди подростков.
|
Выборка |
|
К участию в фокус-группе
были приглашены подростки в возрасте 14-17 лет,
учащиеся в 71 школе г. Краснодара и активисты Молодежной
секции Общественного Совета по проблеме подросткового
курения. Всего участвовало 21 учащийся школы № 71,
среди них 5 человек из 9-х классов, 10 человек из
10-х классов, 6 человек из 11-х классов и 4 активиста
Молодежной секции. Таким образом, численность группы
составила 25 человек, в составе группы были 11 девушек
и 14 юношей, в том числе которым исполнилось 14
лет - 3, 15 лет - 12, 16 лет - 7, 17 лет - 3. Учащиеся
свободно (по желанию) принимали решение о своем
участии в работе фокус-группы (после уроков, в предоставленном
администрацией школы помещении). |
|
Ход работы группы |
|
1. |
Представление организаторов,
руководителей, участников фокус-группы, ознакомление
с регламентом мероприятия, обозначение проблемы,
целей и задач. |
2. |
Презентация деятельности Общественного
Совета по проблеме подросткового курения. |
3. |
Презентация и экспертная оценка
данных социологического опроса:
|
цели, задачи и методы
проведения соцопроса; |
|
его результаты, выводы;
|
|
проблемный анализ и
экспертная оценка результатов соцопроса. |
|
4. |
Распределение участников на
микрогруппы "некурящих", "иногда
курящих", "регулярно курящих".
Открытое интервью, ответы в микрогруппах на
вопросы:
|
"Как ты относишься
к курению подростков?", |
|
"Дальше ты будешь
курить?", |
|
"В каких местах
вы курите?", |
|
"Где и в присутствии
кого вы не курите?". |
|
5. |
Мозговой штурм, направленный
на выявление аргументов, которые знают подростки
"за" и "против" курения.
|
6. |
Защита заявленных позиций,
групповая дискуссия "Твое мнение о курении
среди подростков". |
7. |
Подведение итогов работы фокус-группы.
Групповая рефлексия. |
|
|
Результаты работы фокус-группы
|
|
Участники фокус-группы
отметили высокую значимость проблемы подросткового
курения для себя, отметив, что большинство из курящих
подростков впервые попробовали сигарету в 6-8 лет,
а к 14 годам уже имеют опыт регулярного и интенсивного
курения. |
|
Проведение экспертной
оценки данных социологического опроса показало,
что подростки подтверждают достоверность полученных
данных, в целом разделяют его результаты и выводы. |
|
Распределение участников
на микрогруппы "некурящих", "иногда
курящих", "регулярно курящих" привело
к примерно равной численности этих групп (от 8 до
9 человек), что, учитывая случайный характер набора
участников проблемной группы, косвенно свидетельствует
о примерно равной численности этих подростковых
групп и в социуме. |
|
На вопрос:
"Как ты относишься к курению подростков?"
(позитивно, негативно, нейтрально) большинство подростков
дали ответ "негативно" (72%), причем только
так считают подростки, относящие себя к "заядлым
курильщикам". Нейтрально относятся к подростковому
курению 24% опрошенных. И только 1 человек (4%)
заявил о положительном отношении к курению подростков,
при этом сам он не курит. |
|
На вопрос: "Дальше
ты будешь курить?" были получены следующие
ответы: "да" (36%), "реже" или
"попробую" (36%), "нет" или
"брошу" (28%). При этом, никто из курящих
регулярно не планирует бросать курить и лишь 25%
иногда курящих собираются бросить. В то же время,
42% некурящих планируют закурить в ближайшем будущем. |
|
На вопрос: "В
каких местах ты куришь?" были получены
следующие ответы: |
|
- В парке
- В подъезде
- Около школы
- Дома
- За зданиями
- В машине
- На улице
- В курилке
- В укромных местах
- За гаражами
- В туалете
- Где угодно
|
|
На вопрос:
"Где или в присутствии кого ты не куришь?"
были получены следующие ответы: |
|
- В присутствии родителей
- В присутствии взрослых
- В общественном транспорте
- В присутствии учителя
- В присутствии родственников
- В кинотеатре
- В школе
- Дома
- В присутствии милиции
- В присутствии детей
- Курим в присутствии кого угодно
|
Мозговой штурм, направленный
на выявление аргументов,
которые знают подростки "за"
и "против" курения, дал следующие
результаты: |
|
Аргументы "за": |
|
- Повод познакомиться
- Для поддержания фигуры (для девушек)
- Убивает чувство голода
- Успокаивает, снимает напряжение
- Усиливает действие алкоголя
- Дым помогает от насекомых
- Помогает зимой согреться
- Умение пускать дым кольцами
- Так делают все
|
Аргументы "против" |
|
- Давно не модно
- Если курят многие, зачем мне быть как все?
- Зависимость
- Пустая трата времени
- Бессмысленная трата денег
- Это раздражает окружающих
- Портит отношения с родителями
- Проблемы с законом
- Портит здоровье
- Замедляет рост организма
- Одышка, кашель
- Голос грубеет, хрипнет
- Повышенное слюноотделение
- Неприятный запах изо рта
- Желтые ногти и зубы
- Отклонения в физическом развитии потомства
- Плохие результаты в спорте
- Курение - вина пожара!
|
Проведенная по завершении
работы фокус-группы рефлексия показала, что подростки
хорошо информированы о возможном вреде от курения,
особенно в подростковом возрасте, но относятся к
этому явлению как к сложившейся реальности:
"Я уже не смогу бросить", "Буду курить,
пока здоровье позволяет", "Все курят,
в этом нет ничего страшного". С другой стороны,
эксперты из проблемной группы провели связь между
курением и другими видами зависимостей: по их мнению,
курящий человек чаще употребляет алкоголь и наркотики,
чем некурящий. |
|
Выводы |
|
На основании полученных
результатов работы проблемной группы можно сделать
следующие выводы: |
|
- Для подростков 14-17 лет проблема
подросткового курения имеет высокую значимость.
- Данные, полученные в ходе социологического
опроса - достоверны.
- Численность подростковых групп
"регулярно и интенсивно курящих",
"иногда курящих" и "некурящих"
в обществе примерно равна.
- Отношение к курению как к явлению
в среде подростков, в основном, негативное,
однако, никто из курящих регулярно не планирует
бросать курить и лишь 25% иногда курящих собираются
бросить. В то же время, 42% из числа некурящих
планируют закурить в ближайшем будущем.
- Среди подростков распространен
мифа о том, что "все курят", и что
курение - это атрибут взрослости.
- Подростки курят во всех местах
своего пребывания, за исключением мест, где
запрещено курить и взрослым, и остерегаются
курить в присутствии родителей, милиции, учителей.
- Подростки знают в два раза
больше аргументов "против" курения,
чем "за", и, тем не менее, в большинстве
своем, выбирают сигарету.
|
Анализируя сложившуюся
ситуацию, можно подвести следующий итог: курение
сегодня это стиль жизни детей и молодежи, и решение
проблемы детского и подросткового курения лежит
в создании положительного имиджа некурящего подростка.
Борьба с детским и подростковым курением, а также
- с другими проявлениями девиантного поведения находится
в русле решения задачи создания нового, здорового
образа мысли и жизни подрастающего поколения, в
котором ценности здоровья и благополучия будут приоритетом
по отношению к сомнительной ценности присвоения
худших привычек взрослой жизни. |
|
|
|
|
|
|
|